ПРАВОСЛАВНАЯ
ЦЕРКОВЬ В XIX ВЕКЕ
Положение
православных Церквей в начале XIX века было трудным. Повсюду, в
связи с французской революцией и Наполеоновскими походами,
начинались национальные движения, и Турецкая Империя с особым
вниманием следила за христианским населением, подавляя всякую
попытку, направленную к освобождению.
ВОСТОЧНЫЕ
ПАТРИАРХАТЫ И ЭЛЛАДСИАЯ ЦЕРКОВЬ
Положение
константинопольского патриархата стало особенно тяжелым, когда в
Греции начались волнения и восстания против турецкого ига.
В 1821 году,
несмотря на то, что патриарх Григорий V заявил, что греки в Элладе и
на островах действуют без его благословения и даже против его воли,
он был захвачен турками в день св. Пасхи и повешен на главных
воротах патриархии. С тех пор эти ворота закрыты, и никто не может
через них проходить. Восстание греков было подавлено очень жестоко,
особенно на острове Хиосе, но в дело освобождения Эллады вмешались
великие державы, и в 1827 году союзный флот разбил у Наварина турок.
Греция была объявлена самостоятельной, но Европейские правительства
дали ей конституцию, по которой Церковь в пределах королевства была
тесно связана с государством. Первый король католиком, а королева
лютеранка, и до изменения конституции в 1850 году Церковь была в
полной зависимости от короны.
В 1833 году
парламент издал закон о независимости элладской Церкви от
Константинополя, что было очень тяжелым ударом для патриархата, так
как отрывало от него большую часть территории и греческого
православного населения. Константинополь признал элладскую Церковь
автокефальной только в 1870 году.
Другие
греческие Церкви (иерусалимская, александрийская, антиохийская и
кипрская) продолжали весь XIX век входить в пределы Оттоманской
империи. В них, особенно к концу века, началось движение в пользу
богослужения на арабском языке и избрания патриархов из арабов, а не
греков. Несмотря на свое зависимое положение, константинопольский
патриархат имел во все протяжение XIX века большое значение для
других православных Церквей. Им была основана в 1844 году около
Константинополя на острове Халки высшая богословская школа.
Греческое правительство с своей стороны основало богословский
факультет при Афинском университете.
Главным
центром духовной жизни греческой Церкви продолжал быть св. Афон, на
котором подвизался св. Никодим Святогорец (ум. 1809, память 14
июля), составивший большой сборник выдержек из творений свв. отцов -
«Добротолюбие", на котором воспитались многие поколения монахов.
СЕРБСКАЯ
ЦЕРКОВЬ
В Сербии
национально-церковное пробуждение началось в самом начале века. В
1804 году сербы восстали против турецкого ига под водительством
Георгия Черного (Карагеоргия), но восстание было жестоко подавлено.
В 1814 году произошло второе восстание под руководством Обреновичей,
и сербы получили полуавтономию. В церковном отношении у них не было
единства. Часть тяготела к австрийской митрополии в Сремских
Карловцах, другая к Белградской митрополии, а Черногория установила
у себя особое духовное управление во главе с князем-епископом,
который был одновременно и духовным и светским главой.
Сремская
митрополия была возведена в 1848 году в патриархат и, так как под
Австрией православным христианам жилось легче, чем под турками,
центр церковной жизни до 1878 года был там. Только после войны
1877-78 года сербская Церковь получила автокефалию.
БОЛГАРСКАЯ
ЦЕРКОВЬ
Болгария
дольше других славянских стран оставалась под турецким игом. Еще в
1876 году турки произвели в некоторых болгарских областях почти
полное избиение христианского населения. Освобожденная русскими
войсками, Болгария только в северной части получила автономию.
Болгарская Церковь была провозглашена независимой от Константинополя
турецким султаном, но ее самостоятельность не была признана
патриархатом. Из-за нежелания болгар, живших в пределах
константинопольского патриархата, подчиниться патриарху и желанию их
создать параллельную иерархию произошла схизма, и болгарская Церковь
до 1945 года была вне литургического общения с другими
автокефальными Церквами.
Королем
Болгарии западные державы поставили католика, принца Фердинанда
Кобургского.
РУМЫНСКАЯ
ЦЕРКОВЬ
Румынская
Церковь пережила XIX веке очень тяжелые испытания. В 1859 году
княжества Молдавии и Валахии образовали одно государство, принявшее
название Румынии. Во главе нового княжества встал Иоанн Куза,
ревностный католик, который провел за свое короткое правление
(1859-66) ряд церковных реформ. Богослужение, которое до этого
совершалось на церковно-славянском языке, стало совершаться
по-румынски, и был введен латинский шрифт, вместо кириллицы.
В 1885 году
румынская Церковь провозгласила свою независимость.
Второй и
третий король, Карл и Фердинанд Гогенцоллерны, были еще католиками,
и только принц Кард (1893) был крещен по православному.
Главным
центром монашеской жизни в Румынии была Нямецкая Лавра в Молдавии.
ГРУЗИНСКАЯ
ЦЕРКОВЬ
Грузинская
православная Церковь была под постоянной угрозой персов. После войны
1828 года она вошла в пределы русской империи, но потеряла свою
независимость. Вместо автокефальной Церкви, существовавшей с древних
веков, был учрежден Экзархат Святейшего Синода, возглавляемый
русскими архиепископами. Только епископы и духовенство остались
грузинскими.
|