ПОЛОЖЕНИЕ
ПРАВОСЛАВИЯ В СЕМНАДЦАТОМ И ВОСЕМНАДЦАТОМ ВЕКАХ
В начале XVII
века греческая Церковь пережила кризис в связи с делом патриарха
Кирилла (Лукариса). Последний был близок к кальвинизму и был избран
на константинопольский престол при содействии послов протестантских
держав (Англии и Голландии). В связи с постоянно переменяющейся
политикой Оттоманской империи, патриарх Кирилл Лукарис семь раз был
низвергнут с престола и в 1638 году был умерщвлен турками, а тело
его было брошено в Босфор.
Исповедание
веры Кирилла Лукариса было напечатано в Женеве в 1639 году на
средства голландского посланника. Оно было определенно
кальвинистическим. В опровержение исповедания Кирилла Лукариса -
митрополит Петр Могила напечатал в Киеве свое исповедание веры. В
1640 году книга Кирилла Лукариса была осуждена на соборе в Яссах,
созванном по инициативе 152 молдавского князя Василия Лупулы.
В 1662
году в Иерусалиме состоялся собор восточных патриархов, который
подтвердил постановления собора в Яссах и издал «Исповедание веры
восточных патриархов», являющееся до сих пор одним из основных
памятников, излагающих основы православной веры. В XVII веке султаны
решили окончательно централизовать духовную и светскую власть в
Турецкой Империи, и были уничтожены последние признаки независимости
Сербской и Болгарской Церквей. Церкви эти были целиком подчинены
Константинополю. Большое количество сербов выселилось в XVIII
веке в пределы Австрии и Венгрии, где ими была основана
карловацкая архиепископия.
|