ФЛОРЕНТИЙСКАЯ УНИЯ, ПАДЕНИЕ ВИЗАНТИИ И ПОЛОЖЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
В ТУРЕЦКОЙ ИМПЕРИИ
В конце XIII
века папство достигло почти мировой власти и могло считать себя
обеспеченным от новых посягательств, но вмешательство в дела
отдельных стран привело его к падению, унижению и довело Западную
Церковь до раскола и необходимости вновь обратиться к Собору.
В 1300 году
папа Бонифаций VIII приказал нести перед собой во время юбилея два
меча, символизировавших его духовную и светскую власть во всем мире,
но в следующем же году у него возникло столкновение с французским
королем Филиппом Красивым, который был против вмешательства папы в
дела королевства. Король созвал в 1302 году в парижском соборе Нотр
Дам собрание духовенства, дворянства и буржуазии, которое поддержало
его в его борьбе с папой.
Не
ограничившись провозглашением своей независимости от папы, Филипп
Красивый послал отряд во главе с Вильгельмом Ногаре в Италию, и папу
арестовали в маленьком городке Ананьи. Жители освободили его, но он
вскоре умер от потрясений. События 1303 года были страшным ударом
для папства: оно подпало целиком под контроль французских королей.
Преемник Бонифация VIII, Климент V, по происхождению француз,
перенес папскую резиденцию в Авиньон, где папы и оставались до 1376
года.
Клименту V
пришлось вскоре уступить королю и в деле полусветского, богатого
ордена Тамплиеров (храмовников), имуществом которого король хотел
завладеть. После, необыкновенного возвышения, папство пережило
период унижения.
В Авиньоне
папы окружили себя богатым двором и вели необыкновенно широкую,
светскую жизнь. Все это вызвало у многих смущение и беспокойство за
судьбу Церкви.
Наиболее
выдающиеся люди этой эпохи убеждали пап вернуться в Рим и
восстановить порядок в Церкви; Авиньон ездили св. Екатерина Сиенская
и св. Бригитта Шведская. Убеждал папу покинуть Францию и знаменитый
поэт Петрарка.
В 1378 году
Папа Григорий IX вернулся в Рим, но вскоре умер. Па его место было
избрано два папы, один в Авиньоне, другой в Риме, причем было трудно
решить, который из них законный. Начался "великий раскол
католической Церкви". Отдельные европейские государства тоже
разделились: Франция, Испания и Шотландия признали французского
папу, а Англия и Германия - итальянского.
В Англии в это
время появился знаменитый проповедник Иоанн Виклеф, который
утверждал, что королевская власть независима от папы. Он
одновременно отрицал культ святых и таинства, кроме Крещения и
Евхаристии. Его поддержали король и ученые Оксфордского
Университета. Несмотря на запрещения и осуждения, он до смерти
(1384) продолжал свою проповедь.
В Чехии, в
связи с ослаблением папского авторитета, возникло национальное
движение, возглавляемое профессором Пражского Университета. Иоанном
Гусом, который требовал для чешской Церкви богослужения на родном
языке и причащения под двумя видами.
Среди
всеобщего расстройства церковных дел, возвысил свой голос Парижский
Университет. Трое из его профессоров: Иоанн Жерсон, Петр д’Айи и
Николай де Кламань предложили низложить двух пап и избрать на соборе
нового. Собор был созван в Пизе в 1409 году, но в результате его в
католической Церкви оказалось три папы.
Только
благодаря вмешательству имп. Сигизмунда, удалось созвать собор всей
Западной Церкви в Констанце в 1414 году, на котором все три папы
были низложены. Собор вызвал Иоанна Гуса и, несмотря на то, что ему
была гарантирована жизнь, его осудили и сожгли, так же, как и его
друга, Иеронима Пражского. Смерть Гуса послужила началом религиозных
войн в Чехии которые продолжались до 1436 года.
Кроме избрания
нового папы, надо было произвести реформу церковной жизни и тут
столкнулись два течения Парижские богословы утверждали, что собор
выше папы и должен провести реформу. Они добились своего. В 1431
году был созван собор в Базеле, но он вступил сразу в борьбу с папой
Евгением IV. который перенес его во Флоренцию. Часть членов собора
осталась в Базеле и избрала нового папу, но за ним никто не пошел.
Папа Евгений оказался победителем, и кризис окончился.
На
Флорентинском Соборе обсуждался также вопрос о воссоединении
Западной и Восточной Церкви. Положение Византии было трагическим:
турки подступали к столице. Имп. Иоанн и патриарх Иосиф отправились
во Флоренцию за помощью против неверных. Им было предъявлено
требование подчиниться папе и признать все нововведения Западной
Церкви. После длительных переговоров, соглашение подписали все,
кроме епископа Марка Ефесского. Когда папа увидел акт без его
подписи, он воскликнул: "я вижу, что ничего не сделано".
Уния,
подписанная во Флоренции, не была признана на Востоке. В России,
куда вернулся бывший на Соборе митрополит, грек Исидор, отпор,
оказанный вел. князем, духовенством и народом, был настолько силен,
что митрополиту пришлось покинуть страну, а Русская Церковь избрала
ему в преемники митр. Иону, без сношений с Константинополем.
Несмотря на
страшные потрясения церковной жизни, вторая половина XIII-го, XIV и
XV века на Западе являются эпохой расцвета церковного искусства.
В XII веке
начинают строить повсюду большие соборы так называемого готического
стиля, вместо господствовавшего до этого романского стиля. Сооружают
их особые цехи, которые передают из поколения в поколение тайны
строительного искусства. Цветные стекла (витро) достигают
непревзойденной до сих пор красоты и глубины красок.
Церковная
живопись и иконопись, которая находилась под византийским влиянием
до XIV века и самым известным представителем которой в Италии
является Джотто, находит новые пути и дает миру ряд гениальных
мастеров, как Фра Анжелико, Ботичелли и Рафаэль.
Наконец,
литература, особенно в Италии, посвящает духовным вопросам свои
лучшие произведения, из которых самым замечательным является
"Божественная Комедия" Данте Алигиери (1265-1321).
ПОКОРЕНИЕ
ТУРКАМИ СЛАВЯНСКИХ СТРАН И ПАДЕНИЕ ВИЗАНТИИ
Конец XIV века
и первая половина XV века являются для православного Востока
страшным периодом. Уже в первой половине века во многих местах
христиане были подвергнуты мучениям. Самым известным мучеником за
православную веру был св. Великомученик Иоанн
Новый,
пострадавший около 1330 года в Белграде Дунайском (память 2 июня). В
1389 году св. Лазарь, последний король Сербский (память 15 июня),
погиб со своим войском на Косовом поле, а его страна попала на
четыре с лишним века под иго магометан.
В 1393 году
турки завоевали Болгарию, которая до середины XIX века осталась под
их властью.
В 1453 году
турецкий султан Магомет Второй подступил к Царьграду и 5 апреля
начал осаду столицы, защищаемой небольшим греческим войском и
генуэзцами, которые остались до конца верными Империи. Весь гарнизон
не превышал 9 тыс. человек, а осаждающих было больше 160 тысяч.
Турки свезли под городские стены тяжелую артиллерию и стенобитные
орудия. 29 мая, ночью они произвели генеральный штурм Царьграда.
Имп. Константин XI и все защитники были перебиты, а город подвергся
полному разграблению. Магомет II въехал верхом в храм св. София,
который был превращен в мечеть. Греки во множестве переселились
после этого на Запад в Италию, где основали в Венеции культурный м
издательский центр. Все греческие богослужебные книги отныне стали
печататься в Венеции, у Альдов.
Многие
греческие ученые, во главе с известным философом Плетоном,
переселились во Флоренцию и Рим и способствовали возрождению древней
культуры на Западе.
После падения
Трапезундской монархии и республики Кафры, единственной свободной
православной страной осталась Россия. Там, в самый год падения
Византии, возникла теория о преемственности власти. Она была сперва
применена к Великим князьям Тверским, а потом к Великим князьям
Московским. В 1480 году Вел. князь Иоанн III, после женитьбы на
племяннице последнего Византийского императора, принял императорский
герб. С конца XV века Россия стала защитницей Православия на
Востоке.
ПОЛОЖЕНИЕ
ПРАВОСЛАВИЯ В КОНЦЕ XV ВЕКА
После падения
Византийской Империи, положение православных на Ближнем Востоке
сильно ухудшилось. Они лишились главного своего оплота. В 1461 году
была разрушена Трапезундская Империя, а в 1464 году пала Республика
Генуезцев в Крыму, в пределах которой жило много православных.
Кипр, где
правили до 1489 года потомки крестоносцев, и Норманское королевство
в Греции тоже попали в зависимость от султанов, и единственной
свободной от православной страной осталась Россия.
Одновременно с
угнетением христиан турками, шла централизация церковной власти в
пределах турецких владений. Турецкие султаны желали иметь дело с
одним возглавителем "райев" (т. е. неверных), и константинопольский
патриарх сделался благодаря этому с конца века "Этнархом" (народным
вождем) православных народов в пределах турецкого государства. Это
поставило его в особо привилегированное положение, но и возложило на
него ответственность за православное население. Все автокефальные
Церкви постепенно подчинились Вселенскому патриарху.
С другой
стороны Вселенские патриархи попали в зависимость от турецких
властей, которые иногда возводили и низлагали в связи с переменами в
политике Оттоманского государства.
Весь XVI, а
также XVII и XVIII века, патриархи менялись очень часто и иногда
возводились по несколько раз на престол. Во второй половине XV века
самыми знаменитыми патриархами были - Максим II, Нифонт II и Максим
III.
16.
РЕФОРМАЦИЯ В ЕВРОПЕ
Два великих
события в истории человечества, имевших место во второй половине XV
века отразились на Жизни Церкви: изобретение книгопечатания и
открытие Нового Света. Благодаря книгопечатанию, стало возможным
широкое распространение книг Священного Писания, богослужебных
текстов и творений св. Отцов, которые до этого времени, из-за
дороговизны рукописей, не могли быть достоянием широких масс.
Главным центром печатания православных богослужебных книг
по-гречески стала Венеция. Первый богослужебный текст по
церковно-славянски был напечатан в Кракове в 1491 году
(Осмогласник).
Открытие
Америки дало западному христианскому миру возможность распространить
свою миссию на новые страны. В Южной Америке утвердилась с конца XV
века католическая (испанская и португальская миссия), а Северная
Америка была просвещена в XVI веке англичанами-протестантами.
Состояние
Западной Церкви к концу XV века было очень печальным. Во главе ее
стояли папы, интерес которых был направлен к украшению Рима и
постройке великолепных храмов и дворцов.
Некоторые
папы, как например Александр VI (Борджия), вели шумную светскую
жизнь, далекую от христианского идеала. Епископы были в своем
большинстве богатыми земельными владельцами, не занимавшимися жизнью
своих епархий, не знавшими часто богословия и никогда почти не
совершавшими богослужений. Несмотря на строжайшее запрещение, высшие
церковные должности очень часто продавались. Каноники (попечители
приходов) были, по большей части, мирянами, занимавшими духовные
должности только ради извлечения дохода от церквей. Низшее
духовенство жило очень бедно и было угнетено. Народ пребывал в
духовной темноте и суевериях. Сохраняли христианский идеал главным
образом некоторые монашеские ордена.
На фоне
печального духовного состояния Церкви в Западной Европе имело
широкое распространение движение, получившее название "гуманизма",
которое ставило в основу человеческого бытия свободу разума и
личности и проповедовало возвращение к классической древности.
Византийское
влияние на Западе во вторую половину XV века было светским, а
духовное наоборот сильно ослабело. Это особенно чувствуется в
искусстве, которое становится светским и выходит из под влияния
византийских образцов.
Из гуманистов
этой эпохи выдающимся церковным просветителем был известный ученый
Эразм Роттердамский, "воин Христов", как его многие называли
(1467-1536). Он употребил много труда на восстановление древнего,
подлинного текста Священного Писания и был горячим сторонником
мирного проведения церковных реформ без применения насилия.
Его призывы не
были услышаны, и в XVI веке Западная Церковь не только распалась на
четыре части, но пережила страшную эпоху религиозных войн.
ЛЮТЕР И ПЕРВЫЕ
ЦЕРКОВНЫЕ РАЗДЕЛЕНИЯ
Причины
распадения Западной Церкви были не церковными, вытекавшими из
внутреннего состояния самой Церкви. К ним прибавились причины
политические: разногласия между отдельными государствами оппозиция
германских народов Риму и папскому господству. Самым ярким
выразителем этой оппозиции был народный вождь, Ульрих фон Гуттен.
Возглавителем первого церковного движения против Рима явился Мартин
Лютер. Сын бедного немецкого рудокопа, он родился в 1483 году в
городке Эйслебене. Мать с раннего детства приучила сына видеть в
Боге только страшного и неумолимого судию, и эти первые детские
впечатления сохранились у него на всю жизнь. Лютер учился в
Магдебурге и Эрфурте и в 1507 году стал священником. Обет монашества
он дал во время страшной грозы и считал потом его до смерти
"подневольным", принятым под влиянием страха.
В самом начале
своего священства Мартин Лютер пережил кризис отчаяния. Он считал
себя недостойным причастия и был уверен в своем осуждении. Ища
выхода и уверенности в том, что он может спастись, он, как ему
казалось, нашел их в словах Послания Ап. Павла к Римлянам "Праведник
спасается верою" (Рим. 17,1), а также в учении блаженного Августина
о спасении через благодать Божию.
Он поехал в
Рим, ища там разрешения своих недоумений, но был неприятно поражен
богатством папского двора и роскошной жизнью кардиналов и вернулся
неудовлетворенный. В Германии он получил степень доктора богословия
и начал свое преподавание. Его первая книга, "Толкование псалмов",
вполне соответствует традиции Западной Церкви.
В 1515 году
произошли события, которые вызвали начало раскола в католической
Церкви. Папа Лев X, сын герцога Флорентийского, Лаврентия
Великолепного, гуманист и покровитель искусств, решил ускорить
постройку грандиозного собора св. Петра в Риме, который должен был
заменить древнюю базилику. Для постройки понадобились очень большие
суммы.
Для сбора
средств в германских государствах была дана монополия банкирскому
дому Фуггер в Аугсбурге, который поставил дело очень широко. Кроме
продажи разрешительных грамот (индульгенций) для живых,
доминиканский монах Тетцель начал продавать грамоты для спасения душ
умерших, что вызвало горячий протест многих богословов. Когда
Тетцель приехал в Виттенберг, где тогда преподавал Мартин Лютер,
последний прибил к дверям местной церкви 95 тезисов, в которых
осуждались злоупотребления всех, продававших разрешительные грамоты.
Тезисы 1517 года произвели очень большое впечатление во всей
Германии, и повсюду начались богословские споры.
В 1519 году
состоялся публичный диспут между Мартином Лютером и его
единомышленниками, с одной стороны, и доктором Экком с другой. Спор
не привел ни к каким результатам, и обе стороны остались при своих
мнениях. Во время спора Лютер заявил, что собирается апеллировать к
Вселенскому Собору. Экк возразил, что Констанцкий Собор осудил Гуса,
которого Лютер оправдывал. Тогда последний отказался от своей
апелляции. Во время споров не нашлось никого, кто бы разъяснил, что
Констанцкий собор не был Вселенским, а поместным собором Западной
Церкви.
В 1520 году
папа издал буллу, в которой, не называя Лютера, осуждал его тезисы.
Булла была встречена в Германии очень враждебно. Курфюрст Саксонский
отказался задержать Лютера, и последний торжественно буллу на
площади.
Матери,
(толкование на "Песнь Богородицы") он оставался в церковной
традиции, то в трех остальных резко с ней порывал. Первая работа
озаглавлена "К христианскому дворянству германской нации". В ней он
проводил свои идеи о "всеобщем священстве" и призывал мирян
произвести реформу в Церкви. Во втором сочинении, "О свободе
христианина", он говорил о спасении одною верою, а не делами, в
третьем, "О Вавилонском пленении", отвергал таинства священства,
миропомазания, брака и елеосвящения, а также пресуществление Св.
Даров.
Движение,
поднятое Мартином Лютером, охватило вскоре всю Германию, и император
Карл V созвал в Вормсе имперский Сейм, на который вызвал Лютера для
ответа. Когда последний не отказался от своего учения, Сейм издал
эдикт, объявлявший его вне закона. Чтобы спасти Лютера от смерти,
Курфюрст Саксонский запер его в своем замке Вартбург. Тут Лютер
занялся переводом на немецкий язык Библии.
На ряду с
чисто духовными волнениями, вызванными тезисами Лютера, и появлением
в Цвиккау лжепророков, против которых Лютер восстал с большой силой,
начались повсеместно восстания рыцарей против епископов и крестьян
против земельных владельцев. Восстания привели к разгромлению
монастырей и замков.
Для
лютеранской реформы восстания имели решающее значение. Лютер понял,
что нельзя проводить реформу снизу. Он призвал государственную
власть к беспощадной борьбе с крестьянами, а проведение реформ
целиком связал со светской властью. Вопрос о церковной реформе стал
благодаря этому делом государственным.
Последние годы
жизни Лютера, после снятия им с себя сана и женитьбы, прошли в
укреплении лютеранства в отдельных частях Германии и в борьбе со
своими духовными противниками, главным образом со швейцарцем
Ульрихом Цвингли. Умер Лютер в 1545 году.
В 1530 году
собрался в Аугсбурге имперский Сейм, которому лютеране представили
свое исповедание веры, составленное немецким богословом Меланхтоном,
Император отверг исповедание, но многие князья и вольные города
приняли его, и Германия разделилась на два враждующие лагеря.
Протестантские князья образовали Лигу, но нашествие турок на Европу
временно изменило положение. Император согласился обратиться к
собору. Все же в 1546 году религиозная война между протестантскими и
католическими государствами началась и кончилась поражением
протестантов, В 1555 году в Аугсбургв был заключен мир и принята
формула "Кого царство, того и религия", подчинившая жизнь Церкви
целиком государственным интересам.
Аугсбургское
исповедание веры 1530 года осталось сих пор официальным
вероизложением лютеранства.
УЛЬРИХ ЦВИНГЛИ
И ИОАНН КАЛЬВИН
Вторым
реформатором был швейцарец Ульрих Цвингли (1484-1531), сын
зажиточного крестьянина, получивший хорошее образование в Берне и
Базеле. Он был учеником Эразма Роттердамского и, как и тот, посвятил
себя изучению Священного Писания. Будучи священником в Цюрихе, он
стал проповедовать полное преобразование церковной жизни и вскоре
совершенно порвал с католической Церковью. Он был против каких бы то
ни было внешних проявлений веры, отверг мессу, учил, что Евхаристия
есть только благочестивый обычай, совершаемый в воспоминание Тайной
Вечери и не допускал в помещения, где совершалась молитва, никаких
изображений, икон, статуй и даже креста. В 1529 году в Марбурге, по
инициативе Ландграфа Филиппа Гессенского, состоялся богословский
диспут между Мартином Лютером и Ульрихом Цвингли, но он не привел к
соглашению.
Цвингли
остался при своих крайних убеждениях. За Цвингли стояли кантоны
Цюриха и Берна, но в войне против других кантонов Цвингли был
побежден и убит в битве при Каппеле. Часть его учеников
присоединилась к Лютеру, а часть к Иоанну Кальвину. Иоанн Кальвин
(1509-1564) принадлежал к новому поколению реформаторов, но очень
рано начал свою деятельность. Он родился в Нуайоне, во Франции, в
семье, которая давно отличалась своим свободомыслием. Когда ему было
14 лет, он поехал в Париж, поселился на горе Св. Женевьевы и стал
усердным слушателем Университета. Он попал в один из закрытых
колледжей, где жизнь очень тяжела. Окончил он образование на
юридических факультетах в Орлеане и Бурже.
В 1533 году он
составил для ректора Парижского Университета Н. Коппа речь о
спасении одной благодатью и, когда текст был осужден архиепископом
Парижским, бежал из Парижа в Базель, оттуда в Италию и, наконец, в
Женеву. В 1535 году он написал свой знаменитый богословский трактат
"Христианское Установление", который до сих пор является
основоположным трудом для всех кальвинистов. Успех этого труда во
Франции, Швейцарии и отчасти в Нидерландах был исключительным.
Кальвин проводил в нем учение о полном предопределении одних людей к
гибели, а других к опасению и о неучастии человеческой воли в
спасении.
В Женеве
Кальвин и его друг Фарель начали вводить новое учение с неумолимой
строгостью. В 1538 году местные власти изгнали их из Женевы, но
через три года они вновь туда вернулись, С 1541 по 1564 год Кальвин
был настоящим диктатором в Женеве и очень жестоко боролся со всеми,
кто не был с ним согласен. Он сжег испанского ученого Михаила
Сервета, а других своих противников послал на смерть.
Религиозное
государство Кальвина отличалось крайней нетерпимостью ко всем
инакомыслящим. Над всеми гражданами Женевы было учреждено постоянное
наблюдение.
Кальвинизм не
ограничился пределами Женевского кантона. Он быстро распространился
во Франции, где ему сочувствовали высшие круги дворянства и часть
духовенства. Вскоре он принял, как во Франции, так особенно в
Нидерландах, форму иконоборчества. Кальвинисты нападали на монастыри
и на храмы, уничтожали статуи, иконы и алтари. За время нового
иконоборчества были уничтожены многие памятники церковного
искусства, особенно в районе Лиона и Антверпена.
Кальвинизм
проник также на север, в Шотландию, где его возглавил Джон Нокс,
основатель "пуританизма" (последователей чистоты христианского
учения), и в Польшу, где к новому учению присоединились главным
образом крупные землевладельцы во главе с князьями Радзивиллами.
РАЗРЫВ АНГЛИИ
С РИМОМ. ОСНОВАНИЕ АНГЛИКАНСКОЙ ЦЕРКВИ
В Англии
королевская власть очень усилилась к началу XVI века, и одновременно
ослабело влияние папства. Церковь в Англии была давно уже в
частичной зависимости от короля и парламента, но до правления
Генриха VIII все же подчинялась Риму. Когда папа в 1534 году не
согласился на развод короля с Екатериной Арагонской, Парламент издал
"акт о королевском верховенстве", и английская Церковь порвала
канонические отношения с Римом. В Англии не все согласились с тем,
чтобы король стал во главе Церкви. Канцлер Томас Мур не признал
подчинения ее королю и был казнен.
Король Генрих
VШ ограничился разрывом с Римом и отобранием в казну имуществ
монастырей и церквей, но его сын, Эдуард VI, и архиепископ
кентерберийский Кранмер ввели в Англии особое вероисповедание,
которое близко подходило к лютеранскому, хотя и сохранило много
особенностей католического культа. Оно было изложено в "Общем
молитвослове" и "39 правилах".
Английская
Церковь не сохранила своего догматического единства и от нее
отделилась вскоре часть, последовавшая за учением Кальвина.
В 1553 году в
Англии воцарилась Мария Тюдор, ревностная католичка, и началась
реакция против протестантов. Архиепископ Кранмер и много
протестантов погибли на кострах. Католическая Церковь стала вновь на
время господствующей, но имущества не были ей возвращены. Преемница
Марии Тюдор - королева Елизавета наоборот была протестанткой, и при
ней английская Церковь получила свое окончательное устройство, и
стала называться англиканской.
В 1570 году,
после подавления бунта католиков на севере Англии, папа Пий V
объявил королеву Елизавету низложенной с престола и отлучил ее от
Церкви. С этого момента в Англии началась открытая борьба
государства с католиками, которые на долгое время были лишены
гражданских прав.
Почти
одновременно с разрывом английской Церкви с Римом, произошел разрыв
с папством и скандинавских Церквей. Он был совершен и в Швеции и в
Дании королевской властью и сопровождался конфискацией церковных
имуществ. Как король Густав Ваза Шведский, так и Фридрих I и
Христиан Ш Датский, ввели в своих государствах лютеранское
вероисповедание, но с сохранением, так же, как и в Англии,
епископата.
РЕЛИГИОЗНЫЕ
ВОЙНЫ ВО ФРАНЦИИ
Распространение кальвинизма во Франции, главным образом среди
дворянства, вызвало сильную реакцию со стороны Короля Генриха II
(1547-1559). При его сыновьях во Франции началась открытая борьба
между гугенотами (как называли французских кальвинистов от слова
эйдгеноссе - братчик) и католиками.
Когда канцлер
Мишель де л-Опиталь провел закон о разрешения протестантам проводить
свои молитвенные собрания в полях за городскими стенами, глава
католической лиги, герцог Гиз, поднял знамя борьбы, и его войска
избили в 1562 году протестантское население местечка Васси.
Религиозные войны продолжались во Франции 36 лет. Сперва в 1570 году
между протестантами, во главе которых стояли Генрих Наваррский и
адмирал Колиньи, и католиками было заключено соглашение в Сен Жермен,
но два года спустя, во время свадьбы Генриха и сестры короля, когда
все видные протестанты были в Париже, католики, возглавляемые Гизами,
произвели избиение, гугенотов. В "Варфоломеевскую ночь" (24 августа
1579) погибло несколько тысяч протестантов и в том числе адм.
Колиньи.
Борьба двух
религиозных лиг продолжалась потом во все царствование Генриха III
(1574-1589) и закончилась только в 1598 году, когда король Генрих
IV, (1589-1610), возглавлявший до того протестантов, перед
вступлением на престол перешел в католичество, но издал Нантский
эдикт. По нему протестанты получили равноправие в стране и свободу
вероисповедания.
|