Главная

 
 

 

 

ИКОНОБОРЧЕСТВО И СЕДЬМОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР. ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ

В начале восьмого века среди христиан, живших в странах подчиненных арабам, где преследовалось всякое изображение божества, возникло движение иконоборцев, которое не признавало употребления икон в храмах и частных домах. Иконоборчество в течение целого века потрясало Церковь и было страшно потому, что оно являлось скрытым возобновлением арианства, отрицавшим всякую видимую связь с потусторонним миром, разрывавшим единство между Церковью небесной и Церковью земной.

В 716 году на императорский престол вступил Лев III, основатель Исаврской династии, родом из той части Малой Азии, где мусульманское влияние было наиболее сильно. В 730 году он издал первый эдикт против икон, которые выбрасывались повсюду из храмов и сжигались.

При преемниках Льва III, Константине V Копрониме и Льве IV Хозаре, гонению подверглись все, кто защищал св. иконы. Множество православных монахов принуждено было бежать на Запад и искать убежища у римских епископов, которые стойко защищали православную традицию.

В 754 году был созван иконоборческий собор, на котором присутствовало 338 епископов и который объявил себя Вселенским, хотя ни один из пяти патриархов на нем не присутствовал. На нем иконоборчество было подтверждено, а православные осуждены.

За годы гонений пострадало и погибло мученической смертью много исповедников православия, из которых известны: св. Герман патр. константинопольский (память 12 мая), св. Прокопий Декаполит (память 27 февраля), св. Василий Исповедник (память 28 февраля) и св. Феодора девица (память 22 июня).

Только когда воцарился в 780 году имп. Константин VI Порфирородный, за которого правила его мать Ирина, гонение прекратилось. В 787 году имп. Ирина, созвала собор, на котором было принято догматическое установление почитания св. икон, подготовленное главным борцом с иконоборчеством, св. Иоанном Дамаскиным (память 4 декабря).

Этот собор, созванный сперва в Константинополе, а потоп перенесенный в Никею, состоял из 367 епископов. Он осудил деяния лже-собора 754 года и утвердил иконопочитание. Патр. Тарасий в окружном послании оповестил всех о решении. Папа Адриан I, приславший на собор своих легатов, утвердил его постановления для Западной Церкви.

Св. Иоанн Дамаскин, главный защитник св. икон, происходил из города Дамаска и занимал высокую должность при Калифе. По ложному доносу он был осужден, но чудесным образом спасен. Оставив Дамаск, он поселился в обители св. Саввы, где долгое время нес послушание молчальничества. Он был замечательным духовным поэтом и творцом дивных песнопений. За свою ревность о Православии и защиту св. икон он подвергался гонениям. После восстановления иконопочитания он мирно окончил свою жизнь в лавре св. Саввы. Он написал «Изложение Православной Веры» и много других богословских сочинений.

В начале IX века иконоборческое движение возобновилось с новой силой. В 815 году Лев V Армянин и eго преемники начали открытое преследование почитавших св. иконы. В эти годы пострадали св. Михаил Синайский (память 23 мая) и св. Григорий патр, александрийский (память 5 ноября). Только в 842 году, после воцарения имп.   Феодоры,   гонения   окончательно   прекратились. На соборе, созванном императрицей и патр. Мефодием, иконопочитание было утверждено, и в честь этого события установлен праздник Торжества Православия (в первое воскресенье великого поста).

 

 

Страхование автомобилей
Бухгалтерский учет в Москве

e-mail: mospolis@mail.ru

 
Hosted by uCoz