|
ИКОНОБОРЧЕСТВО И СЕДЬМОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР. ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ
В начале
восьмого века среди христиан, живших в странах подчиненных арабам,
где преследовалось всякое изображение божества, возникло движение
иконоборцев, которое не признавало употребления икон в храмах и
частных домах. Иконоборчество в течение целого века потрясало
Церковь и было страшно потому, что оно являлось скрытым
возобновлением арианства, отрицавшим всякую видимую связь с
потусторонним миром, разрывавшим единство между Церковью небесной и
Церковью земной.
В 716 году на
императорский престол вступил Лев III, основатель Исаврской
династии, родом из той части Малой Азии, где мусульманское влияние
было наиболее сильно. В 730 году он издал первый эдикт против икон,
которые выбрасывались повсюду из храмов и сжигались.
При преемниках
Льва III, Константине V Копрониме и Льве IV Хозаре, гонению
подверглись все, кто защищал св. иконы. Множество православных
монахов принуждено было бежать на Запад и искать убежища у римских
епископов, которые стойко защищали православную традицию.
В 754 году был
созван иконоборческий собор, на котором присутствовало 338 епископов
и который объявил себя Вселенским, хотя ни один из пяти патриархов
на нем не присутствовал. На нем иконоборчество было подтверждено, а
православные осуждены.
За годы
гонений пострадало и погибло мученической смертью много исповедников
православия, из которых известны: св. Герман патр.
константинопольский (память 12 мая), св. Прокопий Декаполит (память
27 февраля), св. Василий Исповедник (память 28 февраля) и св.
Феодора девица (память 22 июня).
Только когда
воцарился в 780 году имп. Константин VI Порфирородный, за которого
правила его мать Ирина, гонение прекратилось. В 787 году имп. Ирина,
созвала собор, на котором было принято догматическое установление
почитания св. икон, подготовленное главным борцом с иконоборчеством,
св. Иоанном Дамаскиным (память 4 декабря).
Этот собор,
созванный сперва в Константинополе, а потоп перенесенный в Никею,
состоял из 367 епископов. Он осудил деяния лже-собора 754 года и
утвердил иконопочитание. Патр. Тарасий в окружном послании оповестил
всех о решении. Папа Адриан I, приславший на собор своих легатов,
утвердил его постановления для Западной Церкви.
Св. Иоанн
Дамаскин, главный защитник св. икон, происходил из города Дамаска и
занимал высокую должность при Калифе. По ложному доносу он был
осужден, но чудесным образом спасен. Оставив Дамаск, он поселился в
обители св. Саввы, где долгое время нес послушание молчальничества.
Он был замечательным духовным поэтом и творцом дивных песнопений. За
свою ревность о Православии и защиту св. икон он подвергался
гонениям. После восстановления иконопочитания он мирно окончил свою
жизнь в лавре св. Саввы. Он написал «Изложение Православной Веры» и
много других богословских сочинений.
В начале IX
века иконоборческое движение возобновилось с новой силой. В 815 году
Лев V Армянин и eго преемники начали открытое преследование
почитавших св. иконы. В эти годы пострадали св. Михаил Синайский
(память 23 мая) и св. Григорий патр, александрийский (память 5
ноября). Только в 842 году, после воцарения имп. Феодоры,
гонения окончательно прекратились. На соборе, созванном
императрицей и патр. Мефодием, иконопочитание было утверждено, и в
честь этого события установлен праздник Торжества Православия (в
первое воскресенье великого поста).
|
|