|
МОНОФЕЛИТСТВО И СОБОРЫ 680 И 692 ГОДОВ
В VII веке
возникло новое богословское учение, стремившееся примирить
монофизитов и православных. Патр. александрийский Кир (630-640) стал
учить, что у Христа была одна божественная воля при двух природах.
Его учение было принято папой Гонорием и константинопольским патр.
Сергием. Восстал против нового толкования только патриарх Софроний
Иерусалимский. Так как в Церкви произошли новые разделения, имп.
Констанс издал свое «Изложение Веры», в котором вопрос о двух волях
не упоминался, и запретил вообще его обсуждать. Против этого решения
выступил советник имп. Ираклия, преп. Максим Исповедник, который
двадцать лет был великим исповедником православия на Востоке, много
раз был в ссылке и умер в заточении на Кавказе в 662 году (память 21
января).
На Западе
главным борцом против монофелитов был св. Мартин, папа Римский
(память 14 апреля). Он не признал «Исповедания Веры» имп. Констанса
и был сослан в Херсонес, где и погиб мученически в 655 году. В 680
году имп. Константин IV Погонат собрал Вселенский Собор для решения
вопроса о двух волях. Два из присутствовавших на нем патриарха были
монофелитами, православных возглавлял представитель иерусалимского
патриархата св. Андрей Критский (память 4 июля). Собор осудил
монофелитство, но, так как ни на соборе 553 года, ни на этом соборе
не было принято никаких канонических постановлений, а жизнь
церковная требовала устроения, имп. Юстинианом был созван в
Константинополе в 692 году так называемый Трулльский собор (по залу,
в котором он заседал). Он имел большое значение в жизни Церкви, так
как на нем были пересмотрены все канонические постановления, как
соборов, так и отцов Церкви. Постановления собора были потом
изложены в 102 правилах. В актах VII вселенского Собора, собор в
Трулле называется шестым Вселенским.
|
|