|
ИМПЕРАТОР
ЮСТИНИАН ВЕЛИКИЙ И ПЯТЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР
После смерти
имп. Анастасия в 518 году, имп. Иустин вернулся к Халкидонскому
вероисповеданию, и было восстановлено общение с Западной Церковью,
прерванное 34 года перед тем из-за непризнания Римом Акта Единения
(Енотикона) имп. Зенона. Отношения с королем Теодорихом, который был
арианином, наоборот обострились. Последний послал на Восток папу
Иоанна, для переговоров с императором, но так как римский епископ
стал на сторону православных, он по своем возвращении в Италию был
арестован и умер в темнице. В 526 году Теодорих скончался, и его
государство распалось.
Имп. Иустину
наследовал в 537 году его племянник Юстиниан, по происхождению
славянин, получивший блестящее не только светское, но и богословское
образование. В течение своего долгого царствования (527— 565), имп.
Юстиниан показал себя замечательным администратором, законодателем и
строителем, входившим во все мелочи жизни Империи. Он признавал себя
не только правителем государства, но и организатором церковной
жизни, так как полагал, что обе области тесно связаны друг с другом.
Его целью было восстановление единства Империи, которого он почти и
достиг благодаря победам Велизария, отвоевавшего Италию и Северную
Африку.
Имп. Юстиниан
считал себя ответственным пред Богом за судьбу Церкви и хотя и
признавал авторитет римского и константинопольского епископов, но
сам участвовал в богословских спорах. Он боролся с остатками
язычества, закрыл эллинские школы, преследовал еретиков и ограничил
права евреев. Из-за имп. Феодоры, он признал монофелитство (учение,
утверждавшее, что у Христа была только божественная воля) не ересью,
а богословским мнением. Поэтому он считал возможным найти
примирительную богословскую формулу. Имп. Юстиниан созвал ряд
собраний из представителей православных и монофизитов, надеясь, что
они придут к соглашению Встречи эти не дали результатов. Наоборот, в
Египте монофизитство прочно утвердилось и получило постоянное
иерархическое устройство. Имп. Юстиниан был строителем
многочисленных храмов. В его царствование был сооружен собор св.
Софии в Константинополе.
В борьбе за
единство Церкви у императора начался спор с папой Сильверием,
которого он низложил, но и его преемник, папа Вигилий, не пошел ни
на какие уступки. В царствование имп. Юстиниана возобновился спор об
Оригене и его учении, которое было осуждено. Поднялся также спор о
сочинениях трех епископов: Феодора Мопсуетского, Ивы Эдесского и
Феодорита Кирского, близких к несторианству. На соборе Восточной
Церкви, созванном в 553 году в Константинополе, учение первого из
них, так же, как и он сам, были осуждены, тогда как в отношении еп.
Ивы и еп. Феодорита было вынесено оправдание и только некоторые из
их утверждений были отвергнуты. Папа Вигилий, хотя и жил тогда в
Константинополе, на соборе не присутствовал, но впоследствии признал
для Запада его постановления. После смерти имп. Юстиниана
возобновилась борьба между православными и монофизитами. Тогда имп.
Юстин II издал свои примирительные акты.
В Египте к
концу века произошло окончательное разделение Церкви на два
патриархата, которые существуют до нашего времени. Одна часть,
называемая мелькитской (имперской), осталась православной, другая,
принявшая название иаковитской, по имени своего возглавителя еп.
Иакова, стала монофизитской.
|
|